Поиск
28 - 03 - 2024
Главное меню
Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 298 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Усть-Кутский район: краткая справка

Усть-Ку́тский райо́нмуниципальное образование в составе Иркутской области. Административный центр — город Усть-Кут, отсюда и название района.
Был образован 28 июня 1926 года в составе Киренского округа Сибирского края, упразднен в 1963–1965 годах. Исторически ему предшествовала Усть-Кутская волость Киренского уезда Иркутской губернии.
Включает 3 городских и 4 сельских поселения, а также межселенную территорию, на которой находятся некоторые населённые пункты.
Территория района 34,6 тыс. км², численность населения на 2015 год составляла 51380 тыс. человек. Район — один из крупнейших в области.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Усть-Кутский район расположен в центральной части Иркутской области. Бо́льшую часть территории занимает тайга. Имеет выгодное транспортно-географическое положение, находясь в месте пересечения железнодорожных, водных, автомобильных и воздушных путей.

Граничит:

Центр района — город Усть-Кут, находящийся у места впадения реки Куты в Лену.

Рельеф (топография) и геологическое строение

Район расположен на территории Лено-Ангарского плато Среднесибирского плоскогорья. Рельеф гористый, сильно расчлененный. На территории района расположен один поименованный хребет — Шивгон (637 м над уровнем моря). Максимальные высоты достигают 1156 м (на юго-восточной границе района).

Обладает запасами значительных объёмов полезных ископаемых. Промышленные запасы углеводородного сырья, по оценочным данным, составляют:

  • нефть — 12,5 млн т
  • газоконденсат — 6,2 млн т
  • природный газ — 51,8 млрд м³

Промышленная разработка на территории района ведётся на Верхнемарковском, Ярактинском и Дулисьминском нефтегазоконденсатных месторождениях.
94,6% площади района покрыто лесом. Запас древесины оценивается в 555,3 млн м³.
Минеральные источники: используемые — в Усть-Куте (одноимённый санаторий в черте города), неиспользуемые — в Туруке и выше по течению Лены. Лечебные средства санатория: радоновые 15 нкюри/л (43 единиц Махе) хлоридные натриевые рассолы, содержащие бром, которые в разведённом виде используют для ванн; иловая грязь озера Солёного. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферической нервной системы.

Климат

Климат резко континентальный. Средняя температура января −25°С, июля +17°С. Минимальная температура −58°С, максимальная (в тени) +42°С.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория района приравнена к районам Крайнего Севера.

 Почвы

Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.

 Водные ресурсы

Крупнейшая река, протекающая по территории района, — Лена. Судоходна. Большинство рек района относятся к бассейну Лены, крупнейшие из нихКута, Орлинга, Таюра, Большая Тира.
Северная часть района относится к бассейну Нижней Тунгуски. Река берет исток на территории района у его северо-западной границы, после чего течет на восток до границы с Киренским районом. Имеет небольшие притоки.
Крупных озёр нет. В низовьях Куты и Туруки — минеральные источники. Большое количество родников, ключей.

 Охрана природы

 На территории района расположен комплексный охотничий заказник областного подчинения «Таюрский» (общая площадь — 55,6 тыс. га).

История

До 1926 года. Острог, волость
Усть-Кутский острог основан в 1631 году казацким отрядом под началом Ивана Галкина. Земли вокруг острога вскоре были объявлены волостью и подчинены Илимскому острогу.
Один из первых руководителей территорией Усть-Кутского района был Ерофей Хабаров. В 1665 году он в чине «сына боярского» был отправлен управлять Усть-Кутской волостью. С его правлением связано появление первых пашен на Лене и солеварни вблизи острога (ныне посёлок Курорт города Усть-Кута).
До 1775 года волость находилась в подчинении Илимска в составе Сибирской и Иркутской губерний.
В 1775 году в составе Иркутской губернии был выделен Киренский уезд, куда вошла Усть-Кутская волость.
В 1822 году Киренский уезд упразднён, а Усть-Кутская волость вошла в состав Иркутского округа.
В 1856 году Усть-Кутская волость вошла в состав новообразованного Верхоленского округа (с 1887 года — уезда).
В 1898 году перешла в подчинение вновь образованного Киренского уезда (с 1924 года — округа).
В 1925 году была укрупнена за счет упразднения близлежащих волостей. Территория волости приняла очертания, близкие к границам современного Усть-Кутского района.
В течение этого времени территория нынешней Иркутской области многократно подвергалась административным преобразованиям, а регион менял названия.

С 1926 года. Район
28 июня 1926 года в ходе очередной реформы в составе Киренского округа Сибирского края был образован Усть-Кутский район. В 1929 году в состав района была передана часть упразднённого Макаровского района того же округа. Это было последнее значительное изменение границ района.
К 1 апреля 1940 года Усть-Кутский район с центром в селе Усть-Куте включал:

  • 14 сельсоветов: Басовский, Боярский, Каймоновский, Максимовский, Марковский, Назаровский, Омолоевский, Орлингский, Подымахинский, Тарасовский, Таюрский, Турукский, Усть-Кутский, Якуримский.
  • посёлок районного подчинения Осетрово.

 В 1963 году прошла всесоюзная реформа районного деления, в ходе которой районы Иркутской области были разделены на сельские и промышленные. Усть-Кутский район был упразднён, его территория вошла в состав Киренского сельского района. Усть-Кут стал городом областного подчинения.
В 1965 году деление районов на сельские и промышленные было отменено, Усть-Кутский район восстановлен.
К 1 января 1966 года Усть-Кутский район включал в себя 13 сельсоветов: Басовский, Боярский, Каймоновский, Максимовский, Марковский, Назаровский, Омолойский, Орлингский, Подымахинский, Тарасовский, Таюрский, Турукский, Якуримский.
6 февраля 1996 года из Усть-Кутского района Киренскому был передан посёлок Небель на БАМе, а из Киренского района Усть-Кутскому — деревня Тира на реке Лене.
31 декабря 2004 года образовано Усть-Кутское муниципальное образование со статусом муниципального района, в составе которого:
3 городских поселения: Усть-Кутское, Звёзднинское, Янтальское;
5 сельских поселений: Верхнемарковское, Нийское, Орлингское, Подымахинское, Ручейское;
межселенная территория.
30 сентября 2008 года Орлингское сельское поселение было упразднено решением Думы Усть-Кутского муниципального образования на основании схода граждан. Его населённые пункты вошли в состав межселенной территории.

Муниципальные образования

На 2009 год в Усть-Кутский муниципальный район входят следующие муниципальные образования:
Усть-Кутское городское поселение: г. Усть-Кут, пос. Турука
Звёзднинское городское поселение: пгт. Звёздный
Янтальское городское поселение: пгт. Янталь
Верхнемарковское сельское поселение: пос. Верхнемарково, пос. Заярново, д. Глухова, д. Тира, с. Марково, с. Назарово
Нийское сельское поселение: пос. Ния
Подымахинское сельское поселение: пос. Казарки, д. Новосёлова, с. Подымахино, с. Таюра
Ручейское сельское поселение: пос. Ручей, пос. Бобровка, д. Максимово, с. Каймоново
Межселенная территория: с. Боярск, с. Омолой, с. Орлинга, с. Тарасово, д. Басово, д. Жемчугова

Образование

Муниципальная система образования района представлена 50 образовательными учреждениями. В их числе:

  • 18 учреждений среднего (полного) общего образования
  • 5 учреждений основного общего образования
  • 2 учреждения начального образования
  • 4 учреждения дополнительного образования детей
  • 22 учреждения дошкольного образования

 Ещё 1 учреждение дошкольного образования является ведомственным.
Кроме того, в районе действуют профессиональные училища и филиалы вузов.

 Дошкольное образование

В системе дошкольного образования работают 22 муниципальных (в том числе три «Центра развития ребёнка») и 1 ведомственное учреждение.

Школьное образование

Среднее (полное) общее образование предоставляют 18 учреждений. В городе Усть-Куте расположены 10 школ (МОУ СОШ № 1—10), лицей и основная (сменная) школа. По одной школе в следующих населённых пунктах: пгт Янталь, пгт Звёздный, пос. Ручей, пос. Ния, пос. Верхнемарково, с. Подымахино.
5 учреждений основного общего образования действуют в небольших населённых пунктах — пос. Турука, пос. Бобровка, с. Омолой, с. Боярск, с. Орлинга.
2 учреждения начального общего образования — в пос. Карпово (входит в состав Усть-Кута), с. Каймоново (деятельность приостановлена с 2008 года в связи с отсутствием учащихся).
Численность учащихся. В 2009—2010 годах впервые за последние годы наметилась тенденция на увеличение количества учащихся. Динамика численности по учебным годам:

  • 2007—2008 учебный год — 6572.
  • 2008—2009 учебный год — 6340 (▼ на 132 чел.)
  • 2009—2010 учебный год — 6402 (▲ на 62 чел., в т. ч. 29 в городских, 33 в сельских школах).

Экономика Усть-Кутского района

Основные отрасли (в порядке уменьшения объёмов) — нефтедобыча, обрабатывающее производство, теплоэнергетика.
Природные ресурсы. Добыча нефти, газа и газоконденсата на крупнейших месторождения — Марковском, Дулисьминском, Ярактинском. Ведётся постоянная разведка новых месторождений. В лесном комплексе — добыча древесины высокого качества. Экспорт сырья в другие регионы России и Китай.
Выпускаемая продукция. Продукция обрабатывающей промышленности — преимущественно пиломатериалы и изделия из дерева. Существуют проекты по строительству двух деревоперерабатывающих заводов и целлюлозно-бумажного комплекса.
Пищевая промышленность. Действуют хлебозавод, частные пекарни, молокозавод. Сельскохозяйственная отрасль развита слабо, большинство сельхозпродуктов ввозится в район.
Крупнейшие предприятия:

  • ОАО «Усть-Кутнефтегаз» — дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания»;
  • Нефтебаза;
  • Осетровский речной порт;
  • Верхне-Ленское речное пароходство;
  • предприятия лесной промышленности.

Количество малых предприятий — 240, индивидуальных предпринимателей — 1465 (на 2008 год). Заняты в торговле, общепите и на рынке услуг.

 Связь

Проводная связь. Наибольшее развитие проводной телефонной связи — в городе Усть-Куте. Телефонные сети остальных населённых пунктов связаны с городской, район имеет единый код: +7 39565. Количество абонентов в 2008 году8501 (в городе Усть-Куте — 7523)[3]. Основной поставщик проводной связи — ОАО «Сибирьтелеком».
Сотовая связь. Действует в районе с 2005 года, охватывает крупнейшие населённые пункты. Операторы: Байкалвестком, МТС, Билайн, МегаФон. На 31 декабря 2008 года суммарная абонентская база составила 40 тыс. человек[3].
Планируется, что в 2009 году сотовой связью будут охвачены все населённые пункты района, кроме малонаселённого верхнего подрайона[3].
Таксофоны. Во всех малонаселённых сельских пунктах, где отсутствует сотовая связь и не развита проводная, установлены 8 проводных и 12 спутниковых таксофонов.

Сфера обслуживания

Более 600 торговых точек. Из них409 магазинов, в том числе федеральные сети «Эльдорадо», «Позитроника», «Евросеть».
Работают 25 кафе, 3 бара, 31 столовая. Общее количество посадочных мест превышает 4,5 тысячи.

Транспорт

Железнодорожный транспорт

Железнодорожное сообщение с 1950 года. По территории района проходит западный участок Байкало-Амурской магистрали, относящийся к Восточно-Сибирской железной дороге.
Крупнейшая станция — Лена. Работает в едином технологическом процессе с портом Осетрово.

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть

 Общая протяжённость дорог в Усть-Кутском районе — 954,1 км. Количество мостов — 55 (их общая протяжённость 2,698 км).
По территории района проходит маршрут следующих автомобильных дорог (с пометками о состоянии на 2009 год):

  • Федеральная автодорога «Вилюй» — в стадии проектирования. Реально существуют только два ранее построенных участка, в 2007 году включённые в состав автодоги:
  • Р419 Тулун — Братск — Усть-Кут с выходом на М53 «Байкал»;
  • Усть-Кут — Верхнемарково.
  • Дороги регионального и межпуниципального значения:
  • Усть-Кут — Киренск — проектируемый отворот от трассы «Вилюй» в сторону Киренска. Не построен. Сообщение с Киренском возможно при благоприятных погодных условиях на автомобилях с хорошей проходимостью по трассе с отворотом в Небеле.
  • Усть-Кут — Уоян (через Магистральный и Северобайкальск) — большое количество недостроенных и разбитых участков, в некоторых местах отсутствуют мосты. Сквозное движение возможно при благоприятных погодных условиях на автомобилях с хорошей проходимостью.
  • Дороги местного значения:
  • Ручей — Бобровка (Максимово) — лесовозная.
  • Усть-Кут — Минган.

До населённых пунктов выше Усть-Кута по реке Лене автомобильные дороги, в том числе планируемые, отсутствуют.
Общее состояние автодорог в Усть-Кутском районе оценивается как неудовлетворительное. На многих участках требуется капитальный ремонт, восстановление дорожного полотна, укрепление дорожных сооружений.
Автозимники. В зимнее время широко используются автозимники, проходящие по руслам рек и маршрутам геологических профилей. Наиболее крупные из них:

  • Верхнемарково — Киренск — Ленск с выходом на Якутск;
  • Верхнемарково — Ербогачён;
  • Усть-Кут — Жигалово.

Автобусное сообщение

Относительно стабильно осуществляются пассажирские перевозки только по городу Усть-Куту. Действует 3 пригородных и 1 междугородный маршрут.
Автотранспортное сообщение между населёнными пунктами района практически отсутствует из-за плохого качества автомобильных дорог регионального и федерального значения.

 Водный транспорт

На территории района располагается крупнейший в России речной порт Осетрово, занимающийся перевалкой грузов на север.
Пассажирские перевозки вниз по р. Лена до посёлка Пеледуй, вверх — до Жигалова.

Воздушный транспорт

Аэропорт «Усть-Кут». Регулярные рейсы до Иркутска.
«Усть-Ку́т» — региональный аэропорт в 10 км к северу от города Усть-Кут Иркутской области.
Основной собственник аэропорта — ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (76,66% акций). В дальнейшем, его планируется переоборудовать в основную базу «ЮТэйр» в Восточной Сибири.
Строительство аэропорта началось в 1963 году в 12 км севернее Усть-Кута на вершине сопки. Была оборудована грунтовая взлётно-посадочная полоса. С осени того же года начали осуществляться первые рейсы самолётов Ан-2, Ил-14, стали летать первые вертолёты.
В 1966 году аэропорт принял первый грузовой самолёт Ан-12. Кроме этого полёты осуществлялись на самолётах Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолётах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотнялся снег, проводилась разметка габаритов ВПП, что позволяло принимать грузовые транспортные самолёты Ил-76.
В 1970-х гг. значение аэропорта «Усть-Кут» возросло в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и открытии новых алмазодобывающих районов в Якутии. Введены пассажирские рейсы на самолётах Ан-90 и Як-40. Построены здание авиационно-технической базы склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УДВ и другие сооружения.
В 1979 году завершено строительство искусственной взлётно-посадочной полосы для тяжёлых типов самолётов, оборудованной автоматизированной системой посадки и свето-сигнальной системой для обеспечения приёма самолётов в тёмное время суток.
В 1980-е гг. аэропорт достигает пика своего развития и по объёмам отправок груза занимает лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. Приём и выпуск воздушных грузов осуществляется круглосуточно. В 1983 году через аэропорт «Усть-Кут» отправлено 228,3 тыс. пассажиров, 26,7 тыс. тонн грузов, 536 тонн почтового груза. Построены бетонный перрон, здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолётов, тёплые боксы для автотехники; оборудованы централизованная система заправки и выпуска воздушных судов, места стоянок для вертолётов.
В 1990-х гг. объёмы работ резко упали. Ежегодное падение объёмов составляло 30—40%. С 1991 по 2001 годы годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18,3 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн), а отправки пассажиров — в 15 раз111 тыс. чел. до 7,2 тыс. чел. в год).
Объединённое авиапредприятие было реорганизовано, на его базе созданы три предприятия: ГП «Авиакомпания „Усть-Кутавиа“» (эксплуатация воздушных судов), ГП «Аэропорт Усть-Кут» (эксплуатация аэропорта) и Усть-Кутское отделение управления воздушным движением. С 1993 года основным оператором и эксплуатантом аэропорта является акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут».
К 2000-м гг. в аэропорту сохранена вся инфраструктура, необходимая для обслуживания грузовых перевозок на самолётах и вертолётах, в том числе в больших объёмах. Произведена замена свето-сигнального оборудования ВПП, произведён ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ВПП, обновляется спецтехника на её содержание.
В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут» приобрела авиакомпания «ЮТэйр», планирующая использовать его как свою основную базу в Восточной Сибири.



Рейтинг@Mail.ru

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении